Ситуации, когда требуется электропитание, а взять его негде, не так уж и редки. Например, ведутся строительные работы «в чистом поле»; или стемнело, а заканчивать пикник не хочется – хочется включить обычную электрическую лампочку; или банально отключили электроэнергию на несколько часов, а на улице -30 и отопительный котел без электричества работать не хочет...
Во всех перечисленных и многих других случаях выход один – генератор, он же – автономная электростанция. Существует их великое множество, в том числе – и «питающихся» непосредственно воздухом (ветрогенераторы); однако по ряду причин, главные из которых – мобильность и стоимость, наибольшее распространение получило всего два типа электрогенераторов, бензиновые и дизельные электростанции. Какие же из них лучше? Однозначного ответа, увы, не существует – все зависит от конкретной ситуации.
Так в чем же разница?
По производительности (точнее, по своему КПД) дизельные агрегаты сильно превосходят двигатели, работающие на бензине. Экономичность тоже на уровне – при равном количестве «выданной» электроэнергии дизель потребляет примерно в полтора раза меньший объем топлива. Моторесурс вообще выше всяких похвал – зависит от конкретной конструкции агрегата, но в любом случае превышает 5 000 моточасов (у дизелей с жидкостным охлаждением эта величина минимум удваивается); для большинства бензиновых аппаратов такая длительность работы является пределом на уровне недостижимого рекорда...
Однако дальнейшее сравнение технических характеристик не столь радужно для дизелей. Прежде всего, у них очень тяжелый «холодный» пуск – дизельный мотор способен закапризничать уже при -5 градусах, а при более сильном морозе без подогрева дизель завести просто невозможно. Справедливости ради стоит отметить, что соответствующее устройство подогрева обычно является элементом конструкции двигателя – но бензиновые агрегаты заводятся при 20 (и даже больше!) градусах мороза, и безо всяких приспособлений, внешних или встроенных.
Конструктивно дизельная электростанция намного сложнее бензиновой – соответственно, и техническое обслуживание или ремонтные работы вызывают больше затруднений и требуют более высокой квалификации. По габаритным размерам и массе бензиновые генераторы, при равной вырабатываемой электрической мощности, меньше дизелей – особенно это заметно при больших мощностях. Дизельные моторы при работе шумят сильнее бензиновых, и при этом их стоимость ощутимо выше.
И что же выбирать?
В общем и целом, что бензиновые, что дизельные генераторы хороши – каждый по-своему. Если необходим изредка включаемый резервный источник электропитания небольшой мощности, скромных габаритов и относительно недорогой – бензиновый генератор купить решением будет правильным конечно, как сказал бы магистр Йода... Но вот если требуется автономная электростанция, работающая чуть ли не круглосуточно и не «сдыхающая» от такого режима через месяц – дизель будет идеальным решением.
Между дизельным и бензиновым генератором есть еще одно различие, иногда играющее очень даже существенную роль при выборе: дизель должен работать с максимально возможной для него электрической нагрузкой, иначе КПД электростанции очень резко падает, а моторесурс снижается. Бензиновый аппарат может молотить даже вхолостую, без падения КПД и без малейшего ущерба для своего технического здоровья...